Незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ): анализ и комментарии
Каждый гражданин имеет гарантированное законодателем право на личную свободу. Соответственно, незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ) по всему миру признается уголовно наказуемым.
conținut
Объективная сторона
Российский уголовный закон устанавливает ответственность за непосредственное совершение деяния, то есть лишение человека возможности самостоятельно выбирать местонахождение либо ограничение его свободного передвижения. В действительности это преступление может выражаться в связывании (наложении пут), запирании в жилом помещении или постройке хозяйственного назначения, насильственном задержании органами правопорядка и прочее. Место совершения деяния не играет роли, так как преступление по анализируемой ст. 127 УК РФ может иметь место как на улице, так и в любом заведении или учреждении и даже дома у потерпевшего. Способами удерживать человека являются обман и/или насилие (физическое либо психологическое). Таким образом, по смыслу ст. 127 УК РФ состав преступления сконструирован как формальный.
Следует различать лишение гражданина свободы и его похищение. В отличие от первого похищение человека подразумевает изъятие его из жилища или иного привычного места обитания и насильственное перемещение в иное место.
Природа преступления
Чтобы признать деяние уголовно наказуемым, нужно убедиться, что оно имеет нелегальную природу. Это означает, что преступник не обладал правом распоряжаться свободой потерпевшего. Такое право возникает лишь в исключительных случаях, перечисленных в уголовном законе. При отсутствии указанных обстоятельств деяние считается нелегальным.
Субъективная сторона
Незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ) всегда предполагает наличие у преступника прямого умысла. Нарушитель не только осознает факт лишения жертвы свободы местонахождения и перемещения, но и желает лишить человека прав, принадлежащих ему по закону.
Мотивы анализируемого деяния не признаются квалифицирующими признаками, а значит, могут использоваться судьей при индивидуализации уголовной ответственности. Мотивом нередко выступает простое озорство, однако чаще на практике наблюдаются действия из мести или корысти.
Субъект
Чтобы признать злоумышленника субъектом преступления, требуется установить его вменяемость и возраст. По закону ответственность за нелегальное лишение свободы (ст. 127 УК РФ) наступает с шестнадцатилетнего возраста.
Должностные лица, незаконно лишившие человека свободы местонахождения и перемещения, несут ответственность согласно другим статьям УК. Их действия могут рассматриваться как превышение полномочий, злоупотребление служебным положением либо как одно из преступлений, совершенных против системы правосудия.
Сопоставительный анализ
Существуют три состава, в определенном смысле схожих друг с другом. Это, собственно, ст. 127 УК РФ, вышеупомянутое похищение гражданина и захват заложника. Сложность при квалификации уголовно наказуемых деяний состоит в том, что лишение свободы может в действительности прогрессировать в похищение. Все будет зависеть от конкретных обстоятельств в каждом индивидуальном случае, и, скорее всего, лишение свободы будет входить в состав похищения человека (не являясь при этом самостоятельным преступлением). Обе указанные статьи следует отличать от действий, квалифицируемых как захват заложника. Разница кроется в объектах, а также объективной и субъективной сторонах деяний.
Сопоставление с захватом заложника
При захвате заложника объектом является общественная безопасность, под которой понимается основанный на законодательстве и общепринятых правилах порядок жизни и поведения в обществе, гарантирующий защиту и уважение основных прав человека. При полноценной реализации такого порядка лица с преступными намерениями не имеют возможности посягать на достоинство, собственность, жизнь и благополучие других граждан, чтобы за их счет вести переговоры с государством.
Поэтому при захвате заложника, в отличие от рассматриваемой ст. 127 УК РФ, в деле фигурируют потерпевшие особого типа. Преступники не имеют никакого отношения к жертвам захвата, как и последние не имеют ничего общего с захватчиками. Заложники нужны только для того, чтобы вынудить государство выслушать и выполнить требования злоумышленников, причем эти требования никоим образом не связаны с захваченными людьми. По статистике, чаще всего озвучиваются требования передать большие суммы денег, наркотические вещества, боеприпасы и оружие. Нередко захватчикам нужен летательный аппарат для пересечения государственной границы.
В отличие от анализируемой ст. 127 УК РФ, преступный захват заложников характеризуется большей масштабностью противозаконных мероприятий, возникновением панических настроений среди людей, попиранием конституционных прав на безопасную жизнь. Способ тоже достаточно специфичен и даже прописан в названии статьи: захват. По формулировке ясно: ст. 206 УК РФ описывает гораздо более опасное преступление, чем лишение гражданина свободы или его похищение. Захват заложника сопряжен с явными проявлениями насилия нескольких степеней тяжести, а лишение гражданина свободы и его похищение могут вообще обойтись без насилия.
Существует и другое отличие ст. 206 УК РФ от рассматриваемой правовой нормы и ст. 126. Захватчики удерживают заложников до тех пор, пока государство не исполнит их требования. Убийство заложника совершается не из личностных мотивов и эмоциональных побуждений, а из желания вынудить государственные власти поспешить с принятием решения.
Выводы
Таким образом, по представленной ст. 127 УК РФ с комментариями видно, что анализируемое деяние может не только образовывать самостоятельный состав преступления, но и являться составной частью других уголовно наказуемых действий.
Примечательно, что похищение гражданина и последующее удержание похищенного в помещении с нарушением его права на свободу местонахождения и передвижения охватывается содержанием ст. 126. Российская судебная практика показывает, что в таком случае нет необходимости дополнительно оценивать преступные действия еще и по статье 127.
Как фактическое событие лишение гражданина свободы не всегда сопряжено с преступным умыслом и не всегда образует собой уголовно наказуемое деяние. Чтобы отличить казус межличностных отношений от преступления, необходимо установить и доказать отсутствие согласия гражданина на лишение его свободы местонахождения и передвижения. Отсутствие согласия считается очевидным и не требует доказательств в случае, если лишение гражданина свободы происходит вследствие направленных против него насильственных действий или явного обмана со стороны злоумышленника.
- Статья 203 УК РФ: состав, комментарии
- Понятие уголовного права, виды, методы и задачи
- Моральные устои в жизни человека
- Что такое гражданство, и другие вопросы, связанные с этим конституционным институтом
- Моральный вред и его компенсация в правовом отношении
- Статья `Хулиганство` УК РФ: состав преступления
- Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет какие санкции? Ответственность за…
- Побои. Статья 116 УК РФ
- Понятие, виды и значение: состав преступления
- Общие правила назначения административных наказаний и условия их применения
- Понятие и сущность правового государства
- Сочинение на тему `Мечта и ее роль в жизни человека`
- Наказание за езду в пьяном виде. Лишение прав за вождение в нетрезвом виде
- Чем грозит неуплата алиментов в России?
- Объект правонарушения – это что такое? Понятие и виды
- Государственная тайна
- Кража. Статья 158 УК РФ
- Право хозяйственного ведения
- Порча имущества
- Разные глаза у человека – что это значит?
- Нарушение прав человека в России и в мире